на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

По волнам его памяти

Легендарный корабль под названием Nautilus Pompilius уже более десяти лет покоится на дне океана, боцман Илья Кормильцев отдал Богу душу, матросы разбрелись кто куда, а капитан Вячеслав Бутусов все продолжает менять батарейки, подтверждая постулат о том, что "эта музыка будет вечной". Но может быть, уже пора сменить саму пленку?

2008 год очень подходит для ностальгических воспоминаний о русском роке. Поводов хоть отбавляй. Вот тебе 55 лет БГ, столько же Макаревичу, вот 25 лет "Алисе" и полтинник Кинчеву, а вот и четвертак "Наутилусу". Но если Гребенщиков "движется дальше", то остальные предпочитают ретроспективу.

У Бутусова она вышла довольно широкомасштабной. Для начала маэстро объявил конкурс среди молодых исполнителей на лучшую кавер-версию Nautilus Pompilius. Соревнование, проводившееся в рамках проекта "Герой нашего времени" на "Нашем радио", привлекло внимание 300 групп и исполнителей. Бутусов лично их всех отслушал и выбрал Олега Карпачева с его версией "Черных птиц" из альбома "Наугад" 1990 года (кстати, любимой пластинки "Нау" вашего автора).

Параллельно с этим маститым друзьям и коллегам "Наутилуса" также было предложено перепеть что-нибудь из репертуара культовой свердловской группы. Проект, как и аналогичный "Отчет" 15-летней давности, собрал много желающих. Их творения и еще 10 песен, переосмысленных "Ю-Питером" – правопреемником "Нау", составили двойной сборник "Нау Бум". Ну и на десерт в Санкт-Петербурге и Москве состоялись два больших юбилейных концерта.

Действо в "Олимпийском" было обустроено в виде морского плавания в поисках "летучего голландца" Nautilus Pompilius. Курс на палубе прокладывал (читай: вел концерт) "бывалый пират" Михаил Козырев, на что имел полное право не только как видный деятель по продвижению русского рока, но и как земляк и друг капитана легендарного судна.

Сцену, завешенную парусами, реями и веревочными лестницами, грамотно разделили на три части: в первом отделении косяком выступали друзья "Наутилуса"; пока в одной части сцены играли, в другой – не теряя времени, настраивались. Центр, естественно, был зарезервирован для "Ю-Питера".

Стартовали ни шатко ни валко. "Ночные снайперы" и "Смысловые галлюцинации", спевшие по две песни каждый, в своих интерпретациях были предсказуемы и малоизобретательны (вторые в меньшей степени). К тому же бросившимся на амбразуру досталась незавидная роль опробовать сырой, еще не отстроенный звук на себе.

Ситуацию, да и все первое отделение, спасли "Вопли Видоплясова", давшие "Алена Делона" натурально по-французски. "Взгляд с экрана" благодаря баяну Олега Скрипки превратился в помесь французского шансона с украинского плясовой. В припеве же знаменитый актер для рифмы вместо двойного бурбона стал пить бургундское вино. Хоть такой кавер от ВВ и был прогнозируем ("Вопли" долгое время жили во Франции, к тому же они уже пели на французском для "Кинопроб" цоевскую "Солнечные дни"), вышло все равно изумительно.

Затем вместе с группой "Стволы" (их гитарист параллельно играет с Александром Ф. Скляром) попробовал навести страху упоминавшийся выше Карпачев. Светлана Сурганова со своим Оркестром поблагодарила Бутусова за "наше вдумчивое детство". Вообще, на комплименты и признания в любви не скупился никто.

Об Илье Кормильцеве, авторе практически всех текстов "Нау", скоропостижно скончавшемся в феврале 2007 года от рака, первым вспомнил Илья Лагутенко. Представший в образе "мальчика-зимы" лидер "Мумий Тролля" искренне поблагодарил покойного за то, что он однажды познакомил его с Юрием Цалером, незаменимым гитаристом "троллей" с 1997 года.

Появившийся следом Вадим Самойлов из "Агаты Кристи" одно время был полноправным членом "Наутилуса" и продюсером альбома "Титаник". Он представил своих нынешних протеже "Мир Огня", лидер которых Константин Бекрев ныне является штатным клавишником "Агаты". Все вместе они дружно испортили "Князя тишины", а затем зачем-то сыграли собственное произведение "Вниз по наклонной". Кроме них свои песни решились спеть еще только "Вопли Видоплясова" ("День народження") и появившиеся следом очередные земляки - "Чайф". Для начала народный коллектив душевно затянул "Разлуку", а потом принялся со сметаной на бананах и молоком на губах рвать ткань. Завершилось первое отделение "Белой вороной", которую Владимир Шахрин (он останется в истории еще и как организатор первого концерта Бутусова сотоварищи), по собственному признанию, написал под впечатлением от песен "Нау".

Удар колокола знаменовал появление самого капитана. Молчаливый замкнутый Бутусов привычно занял место в глубине сцены (на переднем плане за лидера "Ю-Питера" отдувались бывший гитарист "Кино" Юрий Каспарян, басист Сергей Вырвич и ударник Евгений Кулаков), прикрыл глаза и затянул свои нетленки, погрузив "Олимпийский" в волны ностальгии.

Впрочем, поначалу музыканты явно играли на автопилоте и конкретно "отбывали номер". Казалось, что Бутусов катастрофически устал от призраков прошлого и никак не может от них избавиться.

В искренность происходящего поверилось только после момента, которого многие поклонники ждали почти два года. Всем известно, что после распада "Наутилуса" Бутусов и Кормильцев (а этот тандем для советских меломанов был не менее важен, чем пара Леннон-Маккартни) вдрызг разругались и не общались вплоть до смерти последнего. Все это время Бутусов молчал. В "Олимпийском" его молчание в память о гениальном поэте, наконец-то, разделили тысячи людей. Минута молчания завершилась стоячей овацией зала, без сомнения знающего стихи Кормильцева наизусть не хуже обязательной программы Пушкина.

Светлый минор поддержал симфонический оркестр, в сопровождении которого прозвучала вся обязательная лирика "Нау" – "Крылья", "На берегу безымянной реки" (этой версии умилился, похоже, весь зал), "Тихие игры", "Прогулки по воде" и "Я хочу быть с тобой". Этот блок был похож одновременно на классический концерт и заупокойную молитву в честь сами-знаете-кого.

Остаток концерта Бутусов посвятил новому прочтению наиболее актуальных, с его точки зрения, хитов Nautilus Pompilius, в связи с чем снова наружу вылезли некоторые изъяны. К примеру, один из гимнов протеста поколения дворников и сторожей "Шар цвета хаки" превратился в ленивый блюз, сыгранный, как выражается одна команда КВН, "на расслабоне". Гитарно-боевой "Титаник" стал практически дворово-танцевальным. Суровые "Скованные одной цепью" склонились в сторону хардкора. Конечно, хозяин - барин, но в подобных версиях эти безусловные хиты в наше время популярными бы точно не стали.

Лучше других пошли "Доктор твоего тела", в аранжировке которой Каспарян наконец вспомнил, из какой группы он родом, "Князь тишины" с соло-гитарой от Егора Белкина и "Взгляд с экрана". В последней проявился другой экс-участник "Нау" Олег Сакмаров, также известный по "Аквариуму" как Дед Василий, который выдул на саксофоне финальное ураганное соло. Ему же выпали лавры завершать концерт легендарным "Прощальным письмом" на фоне американского флага.

Что касается двойного диска "Нау Бум" со знаменитым силуэтом в галифе на обложке, то в роли юбилейного трибьюта он проигрывает тому же "Отчету". Появление сборника оправдывают, прежде всего, французская версия "Алена Делона" от ВВ (пожалуй, пока лучший кавер на Nautilus Pompilius всех времен) и уморительный "Стриптиз" от "Ундервуда" с цинично-милым запевом "Мясники вы мои, мясники" и далее по тексту.

Вполне органично смотрятся Найк Борзов, "Мумий Тролль", "Торба-на-Круче" и, кстати, Олег Карпачев. Остальные, в общем, проходят мимо кассы. "Машина Времени" безуспешно выстраивает пафосный протест, "Пикник" традиционно выбирает вампирскую тематику, Кинчев ввинчивает в "Отход на север" цитату из себя любимого "Ветер! Это ветер!".

"Ю-Питер" на втором диске также неубедителен. Годы, очевидно, берут свое. На смену героизму, которым был пропитан Nautilus Pompilius, приходит усталость. Ностальгия, конечно, хорошее чувство, но и у нее должны быть свои пределы. Вячеслав Геннадьевич, с 25-летием вас. Это были замечательные похороны. Не тревожьте больше покойника.