на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

Киркоров охраняет челябинские огороды

Ставить пугала нынче не модно. Уральские дачники предлагают для уничтожения паразитов привлекать в сады-огороды птиц с помощью песен Николая Баскова и Валерия Меладзе, а разгонять пернатых, склевывающих с веток все подряд, шлягером Филиппа Киркорова. Врубишь на полную катушку царя отечественной эстрады - и дрозды с воронами живо улепетывают туда, откуда прилетели. Не верите - проверьте сами.

Разумеется, я не верила. И в выходной специально совершила рейд в садоводческое товарищество поселка Чурилово в пригороде Челябинска, откуда и пошел анекдотичный слух. Во многих дворах действительно звучали одни и те же песни, не слишком популярные у молодежи - басковская «Шарманка» и меладзевское «Самба белого мотылька».

- В прошлом году птицы совсем с ума сошли, - рассказывает Людмила Милехина. - Весной дрозды голые кусты обклевывали! Не давали побегам пробиться. А летом нещадно уничтожали вообще все подряд. Но однажды случилось чудо.

По словам Милехиной, как-то, работая в цветнике, она решила послушать радио. Принесла старую «Спидолу», включила, и тут Киркоров запел: «Ой, мама, шика дам!»

- Я никогда не понимала припева этой песни. Решив прислушаться, я включила радио на полную громкость. Дрозды и вороны, кружившие над малинником и деревцами вишни, вмиг разлетелись. И пока Киркоров пел, ни одна птица не вернулась!

Людмила решила, что причина в громкости. Но не будешь ведь из-за птиц третировать соседей. Она приглушила звук, но, услышав голос Баскова, опять прибавила мощность, и тут дрозды опустились прямо перед ее носом на куст смородины.

- Я не сразу сообразила, что музыка звучит громко, а птицы тут как тут. Вечером подумала, а, может, дело в исполнителях? И попросила сына, чтобы он привез мне все диски, какие есть дома, и одолжил свой плеер. Результаты двухдневных экспериментов меня ошеломили. «Шика дам, шика дам!» распугивала всех без исключения птиц! Другие песни Киркорова их не отпугивали. Но и не завлекали, как многие песни Баскова и Меладзе. На «Шарманке» наши с пернатыми вкусы сошлись. А вот «Самба белого мотылька», как мы с сыном шутим, видимо, привлекает птиц своим названием.

В июне 2001 года японские генетики представили код ДНК человека в виде мелодии, а гены - в виде нот. Такая «геномузыка», по их мнению, отражает структуру и состав ДНК человека.

Ученые выдвинули неожиданную гипотезу после длительных наблюдений за реакцией птиц на музыку. Исследования генетиков велись совместно с орнитомузыкологами - есть, оказывается, уже и такая наука.

Оказалось, птицы реагируют не только на громкость, но и на музыкальный строй, мелодичность, ритм, тембр и еще десяток параметров, характеризующих звук инструментов и голос вокалистов. И используют собственную «музыку» - пение.

Например, для привлечения партнерши или успокоения птенца. Но никакая птица не может «придумать» принципиально новую «музыку» или создать свою «авторскую» мелодию. Значит, «музыка» птиц, дарованная им от природы, должна быть записана на генетическом уровне. Исследуя молекулы ДНК птиц и человека, японские ученые обнаружили, что ряд фрагментов ДНК человека, которые считались бессмысленным набором и назывались «не генными цепями» (CNG) , содержат участки, имеющиеся и в ДНК птиц.

После компьютерной обработки информации этих участков, ученые пришли к выводу, что существует некая первооснова, присущая всему живому и отвечающая за реакцию вида на тот или иной звукоряд. Ее-то японцы и назвали «геномузыкой», пишет «Экспресс газета».

В крупных аэропортах мира давно разгоняют птиц с помощью громкой музыки, как правило, симфонической или оперной. Этот способ - более гуманный и эффективный, чем пальба из ружей или ракетниц.

К ней, как оказалось, птицы быстро привыкают и перестают обращать внимание на выстрелы. К записи птичьих сигналов тревоги, передаваемых с помощью небольшой радиоустановки на крыше «уазика», объезжающего аэродром, птицы тоже быстро привыкают.

Зато в многообразии звуковых сочетаний классической музыки птицы находят для себя то, что их отпугивает или, наоборот, привлекает. Музыкой Вивальди, Штрауса и Чайковского орнитомузыкологи научились зазывать птиц за пределы аэродромов, а творениями Баха, Генделя и Шостаковича - отгонять от взлетно-посадочных полос.

Технологию применения музыки для разгона птиц придумали наши военные после появления в 1958 году реактивного истребителя МиГ-21. Жители близлежащих деревень быстро разгадали тайну частых «концертов» на аэродромах и с помощью первых бытовых магнитофонов «Днепр» принялись подбирать для спасения своих садов и виноградников столь же действенную музыку. Не всегда получалось, зато в колхозах громкой трансляцией через динамики песен из кинофильмов грачей и ворон отпугивали с полей и виноградников вплоть до 1964 года.

По словам архангельского орнитомузыколога Виталия Неверова, симфоническая музыка для отпугивания птиц в гражданской авиации стала применяться в конце 80-х - после того, как при вылете из итальянского аэропорта наш авиалайнер АН-124 «Руслан» неожиданно оказался в стае чаек.

Комментарий специалиста (Денис Игнатов, звукооператор студии «На Сретенке»):

- Человеку более всего важен тембр голоса певца, то есть характерная и свойственная только ему окраска звука. Поэтому один любит слушать Киркорова, другой - Баскова, а третий - Билана. Но птицам не случайно в аэропортах крутят симфоническую и оперную музыку. По моим наблюдениям, пернатым важен не столько тембр, сколько частотный диапазон звучания инструментов и голосов вокалистов.

У Баскова голос почти оперный, диапазон его существенно шире, чем у большинства исполнителей шлягеров. Да и пел он часто под оркестр, в котором нет слабоголосых инструментов. Певчие птицы - вороны к ним не относятся - обмениваются информацией в более высоком частотном диапазоне. Пение Баскова им просто «понятнее», чем киркоровское.

И может их привлекать, если музыкальный ряд не содержит сочетаний звуков, похожих на сигнал тревоги. Аналогично и с песнями Меладзе. Он поет фальцетом, и верхний диапазон его выше, чем у Киркорова. Зато нижний уступает. Галкам, дятлам, грачам и воронам пение Коли и Валерия до фени. А с Киркоровым они могут и «законтачить». Улетели они, думаю, из-за музыкальной фразы «шика дам». Здесь нужен маленький ликбез.

Красота тембра зависит от многообразия обертонов - это такие высокочастотные призвуки, которые в отрыве от основного тона ухо человека не различает, а птицы слышат. Шипящий звук насыщен так называемыми негармоничными обертонами, поэтому он неприятен даже человеку.

А для пернатых это вообще как «железом по стеклу». Поэтому почти все птицы реагируют на слово «кыш». А у ворон в контакте с человеком веками вырабатывался на него условный рефлекс. «Шика» звучит, как «шыка». При ритмичном повторе с акцентом на шипящем слоге вороны вполне могли перепутать «шыка» с агрессивным «кыш».